Происхождение
древних тюрок - создателей
Великого
Тюркского каганата.

( исторический очерк )

В.К. Шатобалов
(shatobalov @ yandex.ru)
   



Содержание
Предисловие.
I. Введение.
II. Рожденные волчицей-легенды.
  1.Н.Я. Бичурин.
  2. Н.А. Аристов.
  3. С.В. Киселев.
  4. Л.Н. Гумилев.
Примечания
  Предтюркское время
     на Северном Алтае.
  Царские скифы Алтая.
  5. С.Г. Кляшторный.
III.Мать Ашины (Асянь-шада) - наложница.
IV.Владение Со(Солу) на Северном Алтае.
V.Топо, гидо, этнонимы как свидетельства существования "владения Со(Солу)" на Северном Алтае.
Примечание
  Кумано-кипчакский
     период истории.
VI. Древние тюрки - алтайцы.
VII. А.Н. Бернштам.
VIII. Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркские периоды.
IX. Заключение.
   X. Приложения.
   XI. Основная литература.

Мать Ашины(Асянь-шада) - наложница.

В переводе хроник Лю Мао цзаем есть одна информация, на которую почему-то никто не обратил внимание. Так в авторитетном источнике «История Сибири» под редакцией акад. А.П. Окладникова есть упоминание о том, что мать Асянь-шада была наложницей. В данном издании легенда изложена путанно и нет смысла ее комментировать. Интересующая информация выделена.

«Уцелел ряд генеалогических легенд и преданий, в которых говорится, что предки тюкю были связаны с государством северных гуннов. Согласно легенде, брат главы упомянутого государства был шаманом, рожден от волчицы. Один из его сыновей превратился в лебедя, т.е., видимо стал родоначальником рода лебедя. Его сын стал правителем на р. Чуе, а четвертый сын жил с некоторыми родными в государстве Со. Этого сына звали Нотулу-шад. У него было 10 жен, сыновья от которых носили имя матерей. Сына от наложницы звали Ашина. После смерти Нотулу-шада Ашину избрали предводителем под именем Асянь-шад. Внука Ашина (Асянь-шада) назвали Тумен. Это историческое лицо часто упоминается в китайских источниках в качестве основателя государства тюкю, тюркского каганата» [42].

Ссылка на лит. источник. Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichen zur Geschichte der Ost-turken (Tukue), Bd. I. Wiesbaden 1958, S, 5.

Еще один авторитетный источник – это работа Л.П. Потапова «Этнический состав и происхождение алтайцев», в которой также есть упоминание о матери Асянь-шада, как наложницы. Ссылка у Л.П. Потапова на тот же источник, работу Лю Мао цзая. Нужно отметить, что Л.П. Потапов, обращаясь к переводу легенд выполненных Лю Мао цзаем, почему-то добавлял тексты С.Г. Кляшторного, сделав его сопереводчиком китайского филолога. Следует отметить, что С.Г. Кляшторный был историком, востоковедом, но не синологом. Ниже привожу выдержки из работы Л.П. Потапова из главы «Кумандинцы и челканцы».

«Предки тюкю происходили из государства Сo, лежавшего севернее хуннов, (Кляшторный: имя одного из сяньбийских племен (Liu Mau-tsai, B. Ogel). Вождем племени государства Сo был Абанбу, имевший 17 братьев. Из них Ичинишиту (Кляшторный: Ичжинишиду) был шаманом и имел четырех сыновей, из которых один превратился в белого лебедя. Два других стали правителями отдельных племенных государств (С.Г. Кляшторный: «другой сын основал кыргызское владение чиков» (Кит. Цигу, по Г.Е. Грумм-Гржимайло и Л.Р.Кызласову), расположенное между реками Абакан и Кем, т. е. Енисей (Кит. Афу и Гянь)» [46].

Л.П. Потапов ссылается на С.Г. Кляшторного, который исказил Г.Е. Грумм-Гржимайло, написав, ... «кыргызское владение чиков». Обратимся к оригиналу. У Г.Е. Грумм-Гржимайло в реферате «Киргизы» написано: «... Иероглифы в транскрипции Дегиня и St. Julien – ki-ko, kit-ko, представляют правильную передачу племенного названия «чик», которое носила одна из ветвей тюркского племени ... В ту эпоху чики соседили с киргизами. Гипотеза эта устраняет необходимость считать киргизов, согласно преданию, племенем родственным тюркам, что было бы недопустимо ... Тюрки никогда не считали киргизов родственным себе племенем» [14].

Чики в период усиления и объединения алтайских племен проживали в Западной Туве, в долинах рек Хемчик и Улуг-Хем (Верхний Енисей) [46].

Третий сын основал владение при реке Чуси (Кит. Чжучже). Четвертый (старший) его сын был избран вождем племен, управляемых представителями рода Апанбу, и получил звание тюкю. Это был Нотулу-шад (Кляшторный: Нодулу).

У него было 10 жен, чьи сыновья взяли себе прозвища матерей, а сына от наложницы звали Ашина. После смерти Нотулу Ашину (Асянь-шада) избрали вождем племен и родов, происшедших от сыновей Нотулу.

В свою очередь внук Ашины (Асянь-шада) по имени Тумен (Бумен) сделал свое племя наиболее сильным и стал основателем государства древних тюрков-тюкю [46].

Л.П. Потапов, верный сторонник С.Г . Кляшторного, почему-то оставляет информацию о том, что мать Асянь-шада была наложницей, а у С.Г. Кляшторного ее в тексте нет. Вместе с тем, у Л.П. Потапова нет информации, которую приводит С.Г. Кляшторный, что Туу-ябгу был «сыном или племянником» Аcянь-шада, т.е. есть разночтение в текстах, хотя ссылаются на один источник – Лю Мао цзая.

Содержание легенды дано по переводу Лю-Мау-цая: Liu Mau-tsai, ук. соч., т. 1, стр. 5-6; т. 2, стр. 489-490.

Выясняются два обстоятельства, которые могли повлиять на Ашину и представителей его рода как в период усиления и объединения племен на Алтае, так и в период существования каганата. В отношении наследования управления племен на Алтае сыном или племянником – возможные варианты были рассмотрены выше. Могла ли мать Асянь-шада быть наложницей? Да, и с большой вероятностью, т.к. Ашина с сородичами оказались на территории густонаселенного, хорошо вооруженного и воинственного населения. Они неизбежно должны были попасть в еще одну вассальную зависимость от алтайцев. Возможно, что дочь Ашины или его родственница стала наложницей у Нодулу-шада. Мог ли Асянь-шад, рожденный наложницей и вождем племени, возглавить племя?

При выборе вождя статус матери был важен и всегда учитывался. Информацию о наложницах у древних тюрок узнаем в материале Фарида Алекперли. «Тысяча и один секрет Востока». В главе «Наложницы у древних тюрок» читаем: «Обычай заводить наложниц пришел к древним тюркам из Китая и Древнего Ирана. С возникновением тюркских империй (каганатов), их правители (каганы) стали заводить, кроме законной жены, также наложниц, которые назывались кума или одалиска (от турецкого одалык – комнатная женщина). Отличие наложниц от законной жены было в том, что они не происходили из родного клана кагана. Многие тюркские племена жили на границе с Китаем, часто вторгались в эту страну и захватывали китайских женщин. Если наложницы были из рода китайского императора, они именовались кончуй и стояли выше остальных наложниц, хотя и ниже законной жены кагана, хатун.

Наложницы не считались женами в прямом смысле этого слова. Интересно, что дети наложниц не имели права называть их матерями, а называли словом «тетя». Матерью они могли называть лишь законную жену их отца. Одновременно, дети наложниц не обладали правом наследования. Дети от наложниц не могли наследовать престол, несмотря на то, что их отцы были каганами» [61].

Все так. Но были ли ситуации в каганате, когда сын от наложницы и кагана приходил к власти? Да. Например, Далобянь, сын кагана Муганя, рожденный наложницей, стал ханом [6].

Информация о наложнице, матери Асянь-шада, важна. Она подтверждает версию о двойном рабстве, в котором оказался род ашины. Они оказались вассалами как жуаньжуаней, так и алтайцев.

Ситуация с Асянь-шадом, сыном наложницы, в целом ясна. Без сомнения, к власти Асянь-шад пришел. Выбрали его за «выдающиеся способности». После Асянь-шада власть наследовал его племянник Туу-ябгу, который был из алтайского рода, поэтому первые каганы, создавшие Первый Тюркский каганат, к роду ашины не относились. Через восемьдесят лет, в период ослабления, развала, раздробления Первого Тюркского каганата, двенадцать представителей рода ашины попали в исторические хроники. Некоторые из них занимали высокие посты в каганате, но значительно чаще в Китайской империи. К созданию Второго Тюркского каганата они также отношения не имели [6, 18, 25, 46].


Назад   Дальше