Происхождение
древних тюрок - создателей
Великого
Тюркского каганата.

( исторический очерк )

В.К. Шатобалов
(shatobalov @ yandex.ru)
   



Содержание
Предисловие.
I. Введение.
II. Рожденные волчицей-легенды.
  1.Н.Я. Бичурин.
  2. Н.А. Аристов.
  3. С.В. Киселев.
  4. Л.Н. Гумилев.
Примечания
  Предтюркское время
     на Северном Алтае.
  Царские скифы Алтая.
  5. С.Г. Кляшторный.
III.Мать Ашины (Асянь-шада) - наложница.
IV.Владение Со(Солу) на Северном Алтае.
V.Топо, гидо, этнонимы как свидетельства существования "владения Со(Солу)" на Северном Алтае.
Примечание
  Кумано-кипчакский
     период истории.
VI. Древние тюрки - алтайцы.
VII. А.Н. Бернштам.
VIII. Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркские периоды.
IX. Заключение.
   X. Приложения.
   XI. Основная литература.

Ниже будет представлен фрагмент работы С.В. Киселева, относящийся к этногенезу тюрок.

С.В. Киселев

Древняя история Южной Сибири.

Среди нескольких легенд о происхождении тюрок туг-ю, записанных в китайскую летопись, одна особенно ценна. Сообщив, что в 40-х годах V в. туг-ю жили на Южном Алтае и добывали железо для жуань-жуаней, китайский историк передаёт версию о том, что Туг-ю происходят из племени со, обитавшего некогда на север от хунну. Первоначально их было 70 братьев. Старший из них, Нишиду, родился от волчицы. Он мог вызывать ветры и дожди. Жены его были: одна – дочь лета, другая – дочь зимы. Дочь лета родила ему четырех сыновей. Первый превратился в лебедя. Владения второго были расположены между реками Афу и Гянь, его звали Ци-гу. Третий жил при реке Чу-си, а четвёртый около гор Басы Чу-си-ши. Старший, которого звали Надулу, «произвёл тепло», и ему все подчинились. Он имел десять жён, и «все сыновья прозывались по дому матерей». После смерти Надулу вместо отца был избран младший его сын, так как он, по условию, вспрыгнул выше всех на дерево.

Нетрудно увидеть, что эта легенда представляет причудливое сплетение различных повествований. Можно выделить тотемические представления: род туг-ю происходит от волчицы. Эта версия была особенно в ходу у древних авторов. Затем следуют детали космического происхождения – лето и зима (т.е. год), так же как и ветры, дожди и тепло, оказались в подчинении у туг-ю. Среди этих зафиксированных легендой весьма древних представлений, с которыми тесно связана и версия о получении сыном Надулу власти через магический акт соединения с деревом – землёю, огромный интерес имеет свидетельство о сохранении у туг-ю счета родства по материнской линии . Это место особенно убеждает в том, что в основе разбираемых легенд лежат некогда бывшие реальными события и представления. Такое же наблюдение позволяет с известным доверием отнестись и к историко-географической части рассказа . Это тем более позволительно, что расселение сыновей Нишиду устанавливается очень легко. Здесь прямая заслуга Н.А. Аристова. В своих «Заметках об этническом составе тюркских племён» он первый увязал со легенды с родом со в составе населения бывшей верхнекумандинской волости на р. Бие. Он же увидел в превращении старшего сына Нишиду в лебедя (ку) возможность связи с современными ку-кижи, так называемыми лебединцами Северного Алтая. Области третьего и четвёртого сыновей, по-видимому, находятся в бассейне р. Чуи, берущей начало у современной границы с Монголией и впадающей в Катунь. Долина её, служащая и теперь единственным удобным путём с Алтая на юг, изобилует различными древними памятниками . Наконец, кочевья второго сына Нишиду Аристов помещает между Енисеем (Гянь) и Абаканом (А-бу) и даже считает возможным в его имени Ци-гу видеть одно из искажённых китайцами названий енисейских кыргыз (кики).

Мы видим, таким образом, что почти весь Алтай, а также юг Хакасской автономной области в эпоху, предшествующую выдвижению алтайских тюрок, рисуются в легенде заселёнными родственными племенами. Археологические исследования последних лет в Горно-Алтайской области и в Хакассии на Енисее также показали значительное сходство культуры, особенностей и темпов развития населения этих областей в первые века нашего летосчисления. Изучение на Енисее памятников таштыкской эпохи открыло культуру предков будущих кыргызов. Она во многом напоминает культуру Шибэ, явившуюся основой развития культуры алтайских тюрок.... Племенам Алтая, первым из южно-сибирских, суждено было выступить на широкой исторической арене Азии. Вероятно, это объясняется тем, что Алтай представляет собой страну, открытую на юг, тогда как Минусинский край и даже Тува замкнуты горными цепями Саян и Танну-Олы. Поэтому Алтай и оказался быстрее втянутым в центрально-азиатские дела, а кыргызскому Енисею пришлось оспаривать господство на юге уже у сменивших власть туг-ю уйгуров в IXв. ...

Тот высокий уровень развития, который был достигнут алтайскими племенами в период пазырыкской культуры (VI-III вв. до н.э.–а.к.) и Шибэ ( I в. до н.э.–а.к.), благодаря благоприятнейшим природным условиям Алтая с его плодородными пастбищами и обилием металла, явился надёжной отправной точкой для дальнейшего движения.

Когда же центр каганата переместился с Алтая на Орхон? В главе «Общественный строй тюрок» С.В. Киселев пишет: «Мы не знаем, когда именно центр каганата передвинулся с Алтая на юг. По-видимому, это случилось очень скоро после разгрома жуаньжуаней. В обычае Азии было занимать важнейшие кочевья

разгромленного противника. Хангай был таким центром для жуаньжуаней. Не удивительно, что соседняя долина Орхона стала местом основных кочевий «голубых тюрок», центром нового варварского государства Центральной Азии»[26].


Назад   Дальше