Происхождение
древних тюрок - создателей
Великого
Тюркского каганата.

( исторический очерк )

В.К. Шатобалов
(shatobalov @ yandex.ru)
   



Содержание
Предисловие.
I. Введение.
II. Рожденные волчицей-легенды.
  1.Н.Я. Бичурин.
  2. Н.А. Аристов.
  3. С.В. Киселев.
  4. Л.Н. Гумилев.
Примечания
  Предтюркское время
     на Северном Алтае.
  Царские скифы Алтая.
  5. С.Г. Кляшторный.
III.Мать Ашины (Асянь-шада) - наложница.
IV.Владение Со(Солу) на Северном Алтае.
V.Топо, гидо, этнонимы как свидетельства существования "владения Со(Солу)" на Северном Алтае.
Примечание
  Кумано-кипчакский
     период истории.
VI. Древние тюрки - алтайцы.
VII. А.Н. Бернштам.
VIII. Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркские периоды.
IX. Заключение.
   X. Приложения.
   XI. Основная литература.

Рожденные волчицей.

Бичурин Н.Я. (о. Иакинф )

[1777 - 1853гг.]

Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии

в древние времена.

Справка из биографии. Н.Я.Бичурин родился в 1777г. В 1799г. блестяще окончил Казанскую семинарию. С 1808 по 1822гг воглавлял духовную миссию в Пекине. Был талантлив и невероятно трудолюбив. За 14 лет пребывания в Китае составил словарь китайского языка, который по объему соответствует большим словарям. Словарь переписывался им лично 4 раза. В Китае были написаны все основные труды, которые впослествии изданны в России. После окончания работы в Китае (1822г.) помимо огромного количества личных научных материалов привез в Россию целый караван (из 15 верблюдов, около 400 пудов) ценнейших китайских книг. В 1828-30гг. опубликавал 6 книг и многочисленные статьи. С 1829г. его книги переводились и издавались на французском и немецком языках. В 1831г. был избран членом Азиатского общества в Париже. О нем писали как о "почтенном синологе, известном всей ученой Европе". По поручению Академиии Наук в 1846г начинает и в 1848г. завершает свою последнюю работу под названием "История народов Средней Азии". Умер в 1853г.

Из китайских исторических хроник, в переводе Н.Я.Бичурина, читатель узнает, как и из каких племен шел процесс зарождения Тюркского каганата. Данная часть перевода состоит из двух мифических повествований (в нашем понимании) и краткой исторической справки.

Предки тукюеского Дома обитали от западного моря на запад и одни составляли аймак. (Под западным морем недолжно разуметь ни одного из больших озер на западных пределах Монголии, потому что рассказ о предках есть баснословное народное предание. Ком. Н.Я. Бичурина). Это есть отдельная отрасль Дома Хунну, по прозванию Ашина. Впоследствии сей род был разбит одним соседним владетелем и совершенно истреблен. Остался один десятилетний мальчик. Ратники, видя его малолетство, пожалели убить его: почему, отрубив у него руки и ноги, бросили его в травянистое озеро. Волчица стала кормить его мясом. Владетель, услышав, что мальчик еще жив, вторично послал людей убить его. Посланные, увидя мальчика подле волчицы, хотели и ее убить. В это время, по китайским сказаниям, волчица эта появилась в стране на восток от Западного моря, в горах, лежащих от Гао-чан на северо-запад (Здесь, разумеется центр Алтайских гор, т.е. узел их. На северо-западной стороне Алтая течет Чуя. Ком. Н.Я. Бичурина). В горах находится пещера, а в пещере есть равнина, поросшая густою травой на несколько сот ли окружностью. Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей, которые, пришедшие в возраст, переженились и все имели детей. Впоследствии каждый из них составил особливый род (т.е. особливое колено. В подлиннике: прозвание. Ком. Н.Я. Бичурина). В числе их был Ашина, человек с великими способностями, и он признан был государем: почему он над воротами своего место пребывания выставил знамя с волчьею головою – в воспоминание своего происхождения. Род его мало-помалу размножился до нескольких сот семейств. По прошествии нескольких колен, некто Асянь-ше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана.

В последнем абзаце первой легенды описываются реальные исторические события.

Еще в конце династии Юань-вэй (388-554 гг.), тукюеский Или-хан совершенно поразил тйелэсцев и покорил более 50 000 юрт; после сего он просил брака у жужаньского государя (520-551 гг.). Анахуань (Имя жужаньского хана. Ком. Н.Я.Бичурина) крайне разгневался и отправил посланца с ругательным ответом. Или-хан отрубил посланцу голову, пошел с войском на жужаньцев и разбил их.

Ниже идет повествование, которое носит характер короткой исторической справки.

Другие сказывают, что тукюеский Дом составился из смешения разных родов, кочевавших в Пьхин-лян; он прозывался Ашина. Когда Тхай-ву (440-451 гг.), император из Дома Вэй, уничтожил Цзюйкюя в 439 году (это был Цзюйкюй Мугань, последний государь северного царства Лян (433-439 гг.). Ком. Н.Я. Бичурина), то Ашина с 500 семействами бежал к жужаньцам, и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев. Естественное положение Алтайских гор походит на шлем; почему и принял слово шлем – на монгольском ту-кюе – наименованием своему Дому.

Из справки следует, что сяньбийцы не «разбивают» (как в первой легенде) гуннский род ашины, а вынуждают его переселиться на Алтай. Четко обозначена дата переселения – 439 г. и количество переселенцев – 500 семейств.

Еще говорят, что предки тукюеского Дома происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север. Старейшина аймака назывался Апанбу. Их было 70 братьев. Первый назывался Ичжини-нишыду и родился от волчицы. Апанбу с прочими братьями был от природы глуп, почему весь Дом его был уничтожен. Нишыду имел сверхъестественные свойства: мог наводить ветры и дожди . Он взял за себя двух жен, из коих одна, как сказывают, была дочь духа лета, другая – дочь духа зимы. Первая родила четырех сыновей, из коих первый превратился в Ивиса; другой царствовал между реками Афу и Гянь, под наименованием Цигу; третий царствовал при реке Чуси; а последний жил при горах Басычу-сиши. Это был старший сын. На горах обитал род Апанбуев . Там по большей части были холодные росы. Старший сын произвел теплоту, и чрез то всех прочих спас, поэтому с общего согласия поставилиего, ставшего государем, над собою под именем Тукюе. Это был Надулу-ше (Ше или Ша в первый раз появляется в истории. Ком. Н.Я. Бичурина). Надулу имел десять жен. Все его сыновья прозывались по дому матерей. Ашина был сыном младшей жены .

По смерти Надулу сыновья десяти матерей хотели избрать одного, чтобы поставить на место отца. Они пришли к большому дереву и положили между собою такое условие: кто выше прочих вспрыгнет на дерево, тот и будет поставлен старейшиною. Ашина, хотя был малолетен, но вспрыгнул очень высоко: почему братья и признали его своим государем, под именем Ахянь-ше.

Хотя в сказаниях есть разность, но во всех – род тукюесцев происходит от волка. При потомке Тумынь аймак сей несколько размножился и пришел к границе (китайской – ком. Н.Я. Бичурина) покупать хлопчатку и шелковые ткани и так вступил в сообщение с Срединным государством [6].


Назад   Дальше