Происхождение
древних тюрок - создателей
Великого
Тюркского каганата.

( исторический очерк )

В.К. Шатобалов
(shatobalov @ yandex.ru)
   



Содержание
Предисловие.
I. Введение.
II. Рожденные волчицей-легенды.
  1.Н.Я. Бичурин.
  2. Н.А. Аристов.
  3. С.В. Киселев.
  4. Л.Н. Гумилев.
Примечания
  Предтюркское время
     на Северном Алтае.
  Царские скифы Алтая.
  5. С.Г. Кляшторный.
III.Мать Ашины (Асянь-шада) - наложница.
IV.Владение Со(Солу) на Северном Алтае.
V.Топо, гидо, этнонимы как свидетельства существования "владения Со(Солу)" на Северном Алтае.
Примечание
  Кумано-кипчакский
     период истории.
VI. Древние тюрки - алтайцы.
VII. А.Н. Бернштам.
VIII. Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркские периоды.
IX. Заключение.
   X. Приложения.
   XI. Основная литература.

Заключение.

Подытоживая, следует отметить, что мало на земле народов, которые создавали империи. К таким народам относились древние алтайцы, которых смогли объединить вожди, выходцы из кумандинского рода со (солу). Алтайцев всегда было немного, но удивительным образом, они смогли создать кочевую империю, которая смогла стать гегемоном на огромном пространстве, от Кореи до Восточной Европы, в период Первого Тюркского каганата. Через два столетия, после гибели каганата, второй (по древности) кумандинский род кубан (куман) был в авангарде переселения народов Алтая и Средней Азии в сторону Восточной Европы. Кочевников, с которыми восточные европейцы (византийцы, венгры, болгары и др.) соприкасались, они называли команами (куманами), а на Руси их называли половцами. История куманов (половцев) и влияние их на Русь хорошо известны. Более 200 тыс. куманов проживают в Венгрии и входят в венгерский сейм. На юге России и в западной части Украины этносы с именем кубан (куман) не сохранились, но память о себе они оставили в названиях: топоним – регион Кубань, гидроним – река Кубань и др. В подробных комментариях читатель получит информацию о скифском (сакском) периоде Алтая, формировании этносов на Северном Алтае в дотюркский период, а также, по куманам (команам) – кипчакам в домонгольское время, которая логично вплетается в этногенез древних тюрок.

Впервые широкому читателю предоставляется возможность познакомиться с лучшими работами по данной тематике. О степени убедительности комментариев – судить читателю. Возможно, очерк вызовет интерес и у профессиональных историков, т.к. в подаче материала есть иной взгляд на, казалось бы, давно изученные исторические события.

Очерк, прежде всего, предназначается коренным жителям Алтая. Алтайцы должны лучше знать своих великих предков и должным образом сохранять память о них через правдивые книги, статьи, новые музейные экспозиции, памятники.

Сохраняя прошлое, мы сохраняем и себя.

Новокузнецк, 2018 г.


Назад   Дальше