Происхождение
древних тюрок - создателей
Великого
Тюркского каганата.

( исторический очерк )

В.К. Шатобалов
(shatobalov @ yandex.ru)
   



Содержание
Предисловие.
I. Введение.
II. Рожденные волчицей-легенды.
  1.Н.Я. Бичурин.
  2. Н.А. Аристов.
  3. С.В. Киселев.
  4. Л.Н. Гумилев.
Примечания
  Предтюркское время
     на Северном Алтае.
  Царские скифы Алтая.
  5. С.Г. Кляшторный.
III.Мать Ашины (Асянь-шада) - наложница.
IV.Владение Со(Солу) на Северном Алтае.
V.Топо, гидо, этнонимы как свидетельства существования "владения Со(Солу)" на Северном Алтае.
Примечание
  Кумано-кипчакский
     период истории.
VI. Древние тюрки - алтайцы.
VII. А.Н. Бернштам.
VIII. Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркские периоды.
IX. Заключение.
   X. Приложения.
   XI. Основная литература.

Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркский периоды.

Весь вышеизложенный материал позволяет утвердиться в правоте Н.А. Аристова, который считал, что «не лишены значения только незатейливые, простые, преимущественно устные, генеалогические сказания ...» [2].

Данный вывод сделан Н.А. Аристовым после анализа древнетюркских легенд, что позволяет нам относится к ним как к «не лишенным значения», т.е. вполне достоверным. О реальности событий лежащих в основе легенд писал и С.В. Киселев «...огромный интерес имеет свидетельство о сохранении у туг-ю счета родства по материнской линии. Это место особенно убеждает в том, что в основе разбираемых легенд лежат некогда бывшие реальными события и представления» [26].

У Л.С. Марсадолова в статье «Сакральное, социально-экономическое и геополитическое лидерство вождей кочевых племен Саяно-Алтая в I тысячелетии до н.э.» описаны уникальные качества вождей племен для выполнения ими своих обязанностей, читаем: «… в основные сферы деятельности вождей кочевников входили: сакральная (вождь-жрец), военная, социальная, экономическая и геополитическая. … Сакральность основывалась на божественной предопределенности правителя к власти, а также на сумме сохраняемых им тайных знаний, которые были мало доступны рядовым кочевникам. … эта сфера (сакральная) предполагала познания в сложных обрядах, астрономии, нумерологии, метрологии … . Древние жрецы, среди которых часто были и вожди, по образному выражению Дж. Фрэзера, являлись своеобразными «учеными древнего мира»…»[ 38].

Ичжинишыду (Нишыду) был вождем – жрецом и вышеописанные качества для него были характерны. Читаем у Н.Я. Бичурина: «Нишыду имел сверхъестественные свойства: мог наводить ветры и дожди» [6]. Это не вымысел. Читаем у Л.П. Потапова в статье «Очерк этногенеза южных алтайцев»: «Этнографам хорошо известно, что у дореволюционных южных алтайцев была особая категория колдунов – ядачи, которым приписывалось умение вызывать любую погоду при помощи камня – яда-таш» [47].

Еще один пример из работы Н.Я. Бичурина «История первых четырех ханов из Дома Чингисова». Читаем: «Пред сражением Чингисхан отправил свой обоз в другое место, а сам с Ван-ханом остался в укреплении Алань-чжой. Главное сражение происходило в урочище Чой-дань. Найманский владетель велел жрецу принести жертву духу вьюги и думал, при благоприятствии его, произвести нападение. Напротив, ветер поднялся навстречу ему; найманское войско не могло сражаться и хотело возвратиться, но рытвины и ущелья наполнились снегом. Чингисхан воспользовался сим случаем – и найманцы были совершенно разбиты» [65].

Известно, что у Чингисхана были сильные колдуны. Надо полагать, что в противостоянии жрецов (колдунов) перед битвой, верх одержал колдун Чингисхана.

Древние алтайцы были шаманистами, тотемистами, анимистами, и в легендах, в полной мере, отразилось их мировоззрение. Вымысла, фантазий в легендах нет.

Л.С. Марсадолов в статье «Пазырыкский феномен и попытки его объяснения» приводит следующее высказывание Л.Н. Гумилева «… писать историю можно как угодно, но нельзя написать историю без дат» [37].Верность данного тезиса никто оспаривать не будет.

Попытаемся реконструировать самые ранние события, отраженные в основной легенде, по времени. Учитываем: время смены одного поколения – 25 лет, годы деятельности ханов и даты их смерти (даты рождения неизвестны), а также четко датированные в хрониках и исторических документах события.

Отправная точка для реконструкции – это первые каганы Бумын и Истеми. Даты рождения их неизвестны, но известны даты правления и даты смерти ханов. В 536 г. Бумын со своим войском разгромил и подчинил племена теле. В 552 г нанес поражение жуаньжуаням. В походе активное участие принимал его младший брат Истеми. Умер Бумын в том же 552 г. Истеми возглавил западный поход в 554 г. Длительно управлял западным крылом. Умер в 576 г. Предположительно, Бумын-каган и Истеми-каган родились 500-510 гг. Их отец Туу-ябгу родился в 470-480 гг. Дядя Туу-ябгу Асянь-шад, родился 440-450 гг. Эта дата совпадает и со временем прихода Ашины (деда Асянь-шада) с сородичами на Алтай в 439 г. Асянь-шад был 10 сыном Нодулу-шада. Нодулу-шад умер, когда его сын Асянь-шад, был еще в «малолетнем» возрасте (16-18 лет?). В этом возрасте его выбрали государем. Думаю, Нодулу-шад был в возрасте немолодом – 40-50 лет, когда родился Асянь-шад. Из этого следует, что Нодулу-шад предположительно родился в 400-410 гг. Он был старшим сыном Ичжинишиду (Нишиду). Полагаю, Ичжинишыду (Нишыду) родился в 370-380 гг [6, 18, 25, 46].

Читаем у Н.Я. Бичурина: во «владетельном Доме Со ... старейшиной аймака назывался Апанбу. Их было 70 братьев. Первый назывался Ичжинишыду и родился от волчицы».Очевидно, что слово «первый» нужно понимать как лучший по своим способностям. «Апанбу с прочими братьями был от природы глуп, почему весь его Дом был уничтожен» [6]. Из текста выясняется, что Апанбу не по своим талантам, а по старшинству был выбран «старейшиной аймака».

У Лю Мао цзая читаем: «Владение Со было уничтожено врагами, а спасшиеся роды рассеялись. Благодаря сверхъестественным способностям «сына волчицы» Ичжинишиду, его род оказался в наиболее благоприятном положении. ... Ичжинишиду был шаманом» [25, 46]. Из текста понятно, что Ичжинишыду (Нишыду) был невероятно талантливым человеком. Именно его потомки и стали создателями Великого Тюркского каганата.

Надо полагать, что разница в возрасте у Апанбу с Ичжинишыду (Нишыду) была небольшой. Вероятно, Апанбу мог родиться в 360-370гг.

Вышеприведенная информация позволяет определить и примерное время появления алтайских родов. Самым древним родом, согласно хроникам, был род со (солу). Время его появления на Северном Алтае, вероятно, связано с гуннской экспансией. Под давлением гуннов, которое имело место на рубеже III - II вв. до н.э., часть саков из Пазырыка переместилась на Северный Алтай, в междуречье рек Бии и Лебеди, где они и основали « владение Со» , т.е. владение со – саков (этимология слова со-лу разбиралась выше). Благодаря китайским хроникам можно определиться и со временем возникновения других алтайских родов. Так если вождь Апанбу возглавлял древнее племя со (солу) в первой половине IV в.н.э., то род кубан (куман) был создан первым сыном Ичжинишыду (Нишыду) в первой половине V в. Второй сын возглавил племя чиков в Западной Туве в первой половине V в. Третий сын управлял родом, обитавшим по берегам р. Чуя, в первой половине V в. Племя толис (тёёлёс) создано четвертым, старшим сыном Ичжинишыду (Нишыду), Нодулу–шадом во второй половине V в. Род тардуш (тодош) создан Кара Чурином (возможно, его отцом Истеми?) во второй половине VI в. Род тон (тонг) создан Тун (Тонг) Шеху (или его отцом Янсо-делэ?) во второй половина VI в. (Приложение №2).


Назад   Дальше