Происхождение
древних тюрок - создателей
Великого
Тюркского каганата.

( исторический очерк )

В.К. Шатобалов
(shatobalov @ yandex.ru)
   



Содержание
Предисловие.
I. Введение.
II. Рожденные волчицей-легенды.
  1.Н.Я. Бичурин.
  2. Н.А. Аристов.
  3. С.В. Киселев.
  4. Л.Н. Гумилев.
Примечания
  Предтюркское время
     на Северном Алтае.
  Царские скифы Алтая.
  5. С.Г. Кляшторный.
III.Мать Ашины (Асянь-шада) - наложница.
IV.Владение Со(Солу) на Северном Алтае.
V.Топо, гидо, этнонимы как свидетельства существования "владения Со(Солу)" на Северном Алтае.
Примечание
  Кумано-кипчакский
     период истории.
VI. Древние тюрки - алтайцы.
VII. А.Н. Бернштам.
VIII. Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркские периоды.
IX. Заключение.
   X. Приложения.
   XI. Основная литература.

Ниже будет представлен фрагмент из труда ученого -  археолога, востоковеда с мировым именем А.Н.Бернштама.

 

А.Н. Бернштам.

Обратимся к работе А.Н. Бернштама «Социально-эконо-мический строй орхоно-енисейских тюрок 6-8 вв», которая в окончательном варианте была опубликована в 1946 г. В 1956 г. ученый ушел из жизни. Уверен, что работа Лю Мао цзая, опубликованная в 1959 г., не изменила бы взгляд А.Н. Бернштама на этногенез древних тюрок, создателей Великого Тюркского каганата. Предлагаю выдержки из его работы, относящиеся к данной теме.

Названия «хунн», из племенного союза которых произошли сами тюрки, согласно китайским данным, в древнетюркских текстах нет, есть только переживания этого названия. ...Генезис тюркского государства основывается, как правило, на племенах огузов, карлуков, кыркызов, тардушей, толесов, тюргешей, чиков, уйгур и других... , являющихся племенными компонентами орхоно-енисейского тюркского государства и этногенеза тюркского народа. Тюркский каганат объединил при своем возникновении ряд разноязычных, этнически разнородных племен. Его ядром были племена, населявшие районы алтайского горного узла. Уже в 536 г. они включают в свой состав племена теле. Последние представляли собой коалицию ряда племен, живших к юго-западу от Алтая по соседству с коалицией тардушских племен. Коалиция теле не была также этнически однородной. В истории китайской династии Суй (581-619 гг.) имеется специальное описание племени теле, из которого явствует, что под эгидой теле подразумевались многочисленные племена, расположенные на огромной территории от Дальнего Востока до Черного моря. В конфедерацию теле китайские историки включают группы племен: Центральноазиатскую, Дальневосточную, Байкальскую, Алтайскую (дубо-тувинцы), Тянынанскую, Среднеазиатскую, Волжскую и Черноморско-Каспийскую. ...Перечисленные выше племена, естественно, никогда не составляли органического целого, государственного образования. ...Естественно, что разгром Тумынем теле в 536 г. послужил основой укрепления его роли и авторитета в подвластных ему племенах – северном (для Китая) мире племен. Объединенные силы алтайских племен и теле составили ту живую силу восстания, которая ликвидировала жужанское господство в 552 г. Тумынь принимает титул сюзерена жужан «хан» и присоединяет к нему приставку «или». Последняя является китайской передачей тюркского термина эль «народ», имевшего в то время чрезвычайно широкое распространение. В этом отношении первые тюркские каганы не преминули воспользоваться в порядке преемственности жужанским терминологическим наследством в области власти, c той лишь разницей, что в своем титуле первый каган отразил «народный» характер своего появления. С 552 г. следует считать начало господства Тюркского каганата, власть которого отнюдь не замыкалась территорией Монголии. В ней была сосредоточена ставка кагана, здесь находилось ядро каганата, сыгравшее значительную роль в истории тюркских племен и народов. Район распространения последних и сфера влияния тюрок были гораздо большими. Однако, если гуннский союз был центральноазиатского происхождения, то Тюркский каганат в своей основе – алтайского происхождения. И характерно, что древнетюркские тексты вспоминают в качестве родины тюрок Алтун Йиш (т.е. Алтай) в широком смысле этого понятия (включая Хангай) и ни одним словом не вспоминают о районах, в какой-либо степени могущих быть связанными со степями Монголии . Китайская традиция связывает тюрок с гуннами. Однако здесь, как в большинстве других случаев, действует традиция, по которой все кочевые племена севера и северо-запада Китая связываются с гуннами, иногда без достаточных к этому оснований.

Относительная преемственность здесь наблюдается больше в области исторической и меньше в этнической . Во-первых, прямой связи тюрок с гуннами, однако, проследить невозможно. Во-вторых, сама легенда о происхождении тюрок, которая имеется в китайской истории Чжоу-шу, допускает возможность толкования текста в том смысле, что китайский историк не говорит утвердительно об этом родстве, а лишь предполагает.

Наконец, следует учесть, что сами тюрки не склонны связывать свое происхождение с гуннами, о которых в их письменных памятниках нет ни одного намека. Далее известно, что тотемным животным тюрок считался волк. Легенда о их происхождении гласит, что предки тюрок были вскормлены волчицей. Во всех вариантах о происхождении тюрок фигурирует та или иная связь – с волком как предком. Тотемом же шаньюйского рода гуннов был бык. C последним связано происхождение части тюркских племен-уйгур, которые в отдельных своих этнических подразделениях сохранили в качестве этнонима имя тотема быка в виде термина «огуз». Племена-огузы были достаточно широко известны в тюрском каганате с разными числительными префиксами (уч-огузы, токуз-огузы и др.). Эта конфедерация племен, населявших, главным образом, Восточный Туркестан в составе девяти племен огузов (токуз-огузы), представляла собой ту группу племен, которая, по всем данным, была связана с древним гуннским племенным союзом. В силу того, что племена сохраняли свои племенные названия и часто пытались выйти из-под владычества тюркского государства, народное название «тюрк» больше всего было связано с господствующей частью племен, которая узурпировала это название, как титул «благородных», объединенных в корпорации аристократии – в эле. ...Термин «тюрк» в VI-VIII вв. н.э. не имел, по существу, своего «общенародного» значения. Под этим термином авторы текстов обычно понимали только господствующую часть тюркского общества, поскольку сами авторы к ней принадлежали. Не случайно, поэтому термин «тюрк» фигурирует в текстах с эпитетом kok, т.е. «голубой». Так, например, гласит большая надпись Кюль-тегина: akin ага idi oqsyz kok turk anca olurur armis. «Голубые тюрки» – это, по их мнению, эпитет правящей верхушки, что так ясно выражено в титуле Tani Otag tan/ida bolmys turk Bilga Qayan. Термин Iiirks равно как и термин а! всегда имеют поэтому эпитеты «голубой» или «небесный». Таким образом, будучи этнонимом термин «тюрк» чаще всего был связан с понятием господствующей прослойки тюркского общества, почему и выступал, как правило, с высокими эпитетами «голубой» и «небесный», поскольку дошедшие до нас тексты составлялись определенной частью общества» [5].


Назад   Дальше