Происхождение
древних тюрок - создателей
Великого
Тюркского каганата.

( исторический очерк )

В.К. Шатобалов
(shatobalov @ yandex.ru)
   



Содержание
Предисловие.
I. Введение.
II. Рожденные волчицей-легенды.
  1.Н.Я. Бичурин.
  2. Н.А. Аристов.
  3. С.В. Киселев.
  4. Л.Н. Гумилев.
Примечания
  Предтюркское время
     на Северном Алтае.
  Царские скифы Алтая.
  5. С.Г. Кляшторный.
III.Мать Ашины (Асянь-шада) - наложница.
IV.Владение Со(Солу) на Северном Алтае.
V.Топо, гидо, этнонимы как свидетельства существования "владения Со(Солу)" на Северном Алтае.
Примечание
  Кумано-кипчакский
     период истории.
VI. Древние тюрки - алтайцы.
VII. А.Н. Бернштам.
VIII. Реконструкция дат рождения алтайских вождей и времени создания родов в дотюркский и ранний тюркские периоды.
IX. Заключение.
   X. Приложения.
   XI. Основная литература.

Древние тюрки - алтайцы.

Следующая глава у Л.П. Потапова «Тюрки тюкю» особенно показательна в плане подтверждения легенд об Алтае как первоначальной родине древних тюрок.

«Сигналом об участии в этногенезе населения Алтая древних тюрков тюкю не только служат древние этнонимы, ... но это подтверждают и другие разнообразные источники.

Напомним в первую очередь об археологических памятниках, раскопанных на территории Горного Алтая и его северных предгорий, среди которых имеются курганы, где человек погребен с конем, принадлежащие, несомненно, древним тюркам. Вспомним о недавно открытой в Горном Алтае целой группе древне-тюркских рунических надписей на камнях.

Примечание. В отношении древнетюркского письма В.В. Бартольд в своей работе «Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии» писал, что алфавит, вероятно, заимствован тюрками у согдийцев в его «древней форме согдийского алфавита... . Алфавит был приспособлен тюрками к фонетическим особенностям своего языка, особенно к закону звуковой гармонии; вследствие этого самый старый из тюркских алфавитов в то же время должен быть признан самым совершенным из алфавитов, когда-либо употреблявшихся тюрками. Можно думать, что этим алфавитом писали много и помимо надписей; в надписях, составленных от имени хана одним из членов ханского рода, орфография старого выдержана, более строго, чем в надписи, принадлежащей тюркскому государственному деятелю Тоньюкуку, сподвижнику и министру трех ханов. Слог и выражения надписей заставляют полагать, что состояние культуры народа было не так низко, как можно было бы ожидать по обстановке кочевой жизни. Хан даже приглашает весь народ читать оставленные им надписи, чтобы вспоминать как о своих успехах, так и о неудачах, вызванных его преступлениями против своих ханов; едва ли можно думать, что грамотность была так распространена, но все-таки эти слова свидетельствуют о более широком понимании задач правителя» [4].

Нельзя забыть и лингвистические факты, свидетельствующие о наличии в современных диалектах алтайцев лексического слоя, связанного с древне-тюркским (орхонским, уйгурским) языками. В языке современных северных алтайских племен, как отмечается, сохранилось значительно больше черт древнетюркских языков, чем даже в южноалтайских диалектах. Однако особенно ярко и полно сохранилась преемственная историческая связь алтайцев с тюрками 6-8 вв. по линии религиозных верований и обрядов, т. е. по линии наиболее консервативных элементов культуры. На Алтае до начала XX в. сохранялся древнетюркский обряд захоронения покойника с его верховым конем в сбруе и различными вещами быта под курганами с каменными насыпями или в каменных насыпях древних курганов . Шаманские верования у алтайцев содержат древние черты, отмеченные китайскими летописями для племен тюкю и теле. В жертву божествам алтайцы приносили быков, лошадей и овец, таким образом, как это описано в китайских источниках для древних тюрков, выставляя на жердях шкуры жертвенных животных.

Примечание. В Национальном музее им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске на картинах Г.И. Чорос-Гуркина можно увидеть эти религиозные обряды.

Сохранились у алтайцев даже названия божеств, упоминаемые в древнетюркских надписях: Тенгри, Йер-Суг, Умай. Современные алтайцы представляли себе их в тех же образах, с теми же функциями, как и древние тюрки (например, покровительница детей Умай). Моления небу, известные по письменным источникам с хуннского времени, с теми же целями устраивались некоторыми племенами и народностями саяно-алтайского нагорья вплоть до современности. Отцы и деды современного поколения алтайцев и тувинцев посвящали горам лошадей, быков, овец (ыдык и ыйык). Горы, на которых устраивались такие моления, назывались ыдык, т.е. тем же названием, которое упоминается для священных гор и в древнетюркских надписях. Древние тюрки верили, что человек не должен называть свое имя, чтобы не привлечь к себе внимания злых духов. Такое же поверье существует и у современных алтайцев и тувинцев.

Племена тюкю, составлявшие военно-политическое ядро тюркского каганата, распространившие свою гегемонию и свои кочевья на Алтай, Туву и Монголию, т.е. на область этногенеза алтайцев, несомненно, смешивались с древними предками алтайцев и оказывали влияние на их этнический состав [46].

Вывод, конечно же, иной. Алтайцы и были древние тюрки тюкю. Они сохранили то, что культивировалось и создавалось в течение, как минимум, 2,5 тыс. лет, т.е. со скифского времени. В период каганата формы жизни изменились и усложнились, но преемственность осталась.

Об алтайском происхождении Тюркского каганата писал известный французский тюрколог Рене Гроссе. В главе «Империя тю-кю» читаем: «В начале шестого века люди тю-кю проживали в алтайском регионе, где они занимались обработкой металлов: торговали коваными изделиями» [53].


Назад   Дальше